Статьи наших авторов:

Название: Надежность и долговечность мостов закладывается в проектах

Автор: Зайцев А.Р., нач. отдела инженерных сооружений


Существует красноречивое и меткое определение важности мостовых сооружений: "Мосты даже важнее, чем дома, они более надежны. Они принадлежат всем и всем в равной мере приносят пользу, они возводятся именно в тех местах, где сходится множество человеческих потребностей, они долговечнее других строений и всегда верно служат".

Памятуя это, руководство института всегда с особой ответственностью подходило к кадровой комплектации специализированного отдела. В нем сосредотачивались наиболее квалифицированные инженеры-конструкторы с богатым жизненным и профессиональным опытом, а такие классные специалисты как Басов С. Е., Соколов И. Н., Зименко А. Н., Гершгорин М. А., Стефанович В. С., Коган М. Я., Лелюк В. А., Мельянцев В. А., Горбик Л. А., Дьяков В. Н., Брусенцов П. А., Федоренко К. Г., Гончаров П. Ф. прошли по дорогам войны путь военных строителей мостов и других водных переправ или работали над восстановлением разрушенных сооружений. Они решали наиболее сложные инженерные проблемы и брали на себя ответственность за их реализацию, готовили из молодых кадров достойную смену.

Особенно много сооружений восстанавливалось и строилось на промышленном транспорте для обеспечения быстрейшего ввода в действие крупнейших предприятий и поднятия народного хозяйства.

Достаточно вспомнить строительство в условиях военных действий и по проектам ведущих специалистов:

  • высоководного деревянного моста через р. Усожу в г. Фатеже (Курская Дуга);
  • моста под Курском, под так называемой Белой Горой;
  • мостов через р. Висла длиной 1,5 км (Магнушевский плацдарм) и другие водные преграды в Польше;
  • мостов через р. Эльбу в Виттенберге (с 45 метровой фермой), через р. Одер с судоходной частью в Франкфурте-на-Одере и Кюстрине в Германии;
  • мостовых переходов через р. Северский Донец (главное русло и три пойменные протоки), через р. Боровую в пойме Северского Донца, через проток Волги Татьянка на автодороге к Сталинградскому НПЗ, через р. Бахш в районе г. Канска, через р. Ангрен (с блуждающим руслом) на автодороге к Алмалыкскому комбинату, через р. Боковеньку в Донбассе (с авторской разработкой сборных железобетонных опускных колодцев), через р. Оку в г. Алексино с большим судоходным пролетом, через р. Шилка и р. Унду с внедрением новых технологий;
  • железнодорожного тоннеля индивидуальной и совершенно новой рамной конструкции из ж.б. сборных ребристых элементов на Коммунарском металлургическом заводе;
  • перехода через ж.-д. пути и русло канала на автомобильной дороге к г. Алмалык, где индивидуально впервые применен продольный шов и смещение блоков двух частей (полос) путепровода на косом пересечении;
  • висячего пешеходного моста через Карачуновское водохранилище с длиной пролета 135 м;
  • мосты на основных магистралях г. Харькова;
  • путепроводов и мостов экономичной и прочной рамной конструкции на Мариупольском КХЗ, Ворошиловском и Карагандинском метзаводах и множества других технически сложных и ответственных сооружений.

Подавляющее большинство построенных мостовых сооружений и сегодня надежно несут свою службу на жизненно важных транспортных артериях.

В настоящее время, когда строительство новых транспортных коммуникаций в Украине и России составляет (к сожалению) незначительный объем, на первый план выходит проблема реконструкции существующих мостов и путепроводов с учетом современных нагрузок и технических параметров. До 80 % эксплуатируемых сооружений находится в неудовлетворительном состоянии и не отвечает действующим нормам, как по габаритам, так и по грузоподъёмности.

Отдел инженерных сооружений при разработке проектов реконструкции и усиления действующих сооружений проводит их обследование, а при необходимости и испытание. В проектах находят отражение современные достижения мостостроения. Разработки сложных индивидуальных и нетрадиционных решений проводятся при участии или консультациях с ведущими специалистами научных и транспортных институтов, например, Московского и Сибирского ЦНИИСа, ХАДИ и ХИИТа, СоюздорНИИ и Воронежского ГипродорНИИ.

Несколько проектов таких индивидуальных решений институт выполнил в последнее время в Российской Федерации, принятые технические решения по двум из которых предлагаются вниманию специалистов - капитальный ремонт мостового перехода через р. Сура и реконструкция мостового перехода через р. Иова.

Мост через р. Сура длиной 454,5 м со сталежелезобетонными неразрезными пролетными строениями 3x63 и 4x63 м был запроектирован под нагрузки Н-18 и НК-80 и построен в шестидесятые годы на автодороге Чебоксары - Сурское в Чувашской Республике.

В проекте реконструкции решены следующие вопросы:

  • замена опорных частей;
  • ремонт опор;
  • увеличение габарита проезжей части с Г-7 до Г-9.

Поперечный разрез пролетного строения моста после усиления

Поперечный разрез пролетного строения моста после усиления

Пропуск нормативных нагрузок обеспечивался за счет установки подкосов в створе поперечных связей главных балок пролетных строений, укладки на них новых сборных плит проезжей части, объединения их с существующими плитами, усиления существующих плит монолитным железобетоном с одновременным усилением нижнего пояса главных балок пролетных строений.

Особенностью технических решений является организация капитального ремонта мостового перехода без закрытия движения автотранспорта в период производства работ.

Мост через р. Иова, соединяющий поселок Зареченск с городом Кандалакша Мурманской области, построен в 1957 году и располагается на единственной дороге, по которой доставляются все необходимые грузы для жизнеобеспечения поселка и производится перевозка пассажиров. Также как и поселок, требует надежных транспортных связей и Иовская ГЭС, которая относится к стратегическим объектам.

Мост рассчитан на временные вертикальные подвижные нагрузки от автотранспортных средств Н-13 и гусеничную нагрузку НГ-60.

За период 46 летней эксплуатации мост пришел в полную непригодность, является аварийным. Для движения по нему были установлены ограничения: общая масса транспортного средства - не более 5тс, проезд автобусов без высадки пассажиров - запрещен.

Серьезные повреждения были нанесены деревянным ряжевым опорам моста в результате незапланированных (аварийных) сбросов воды с плотины ГЭС (величина потока достигала 1646 м³/сек.). Это привело и к значительным просадкам проезжей части моста по всей его длине.

По совокупности повреждений и деформаций, а также общему состоянию конструкций было установлено, что проведение ремонтных и восстановительных работ на данном сооружении нецелесообразно.

Проектом реконструкции мостового перехода предусмотрена разборка существующего и строительство на его месте нового моста длиной 128,14 м с габаритом Г-8. Пролетные строения 3.42 м - неразрезные сталежелезобетонные. Конструкция моста расчитана на пропуск максимально возможного (аварийного) водосброса с Иовской ГЭС.

На конструктивные решения моста оказала влияние неоднородность геологического строения залегающих грунтов, в связи счем потребовалось расчитать и запроектировать опоры разной конструкции береговая опора № 1 - массивная на естественном основании, береговая опора № 4 - на забивных сваях сечением 0,35x0,35 м, промежуточные опоры - в трех вариантах, приведенных на рисунках.

Промежуточная опора на буронабивных столбах

Промежуточная опора на буронабивных столбах

Промежуточная опора на естественном основании

Промежуточная опора на естественном основании

Промежуточная опора на сваях-оболочках

Промежуточная опора на сваях-оболочках

Выбор окончательного варианта конструкций опор произведен с учетом стоимости их устройства и технической оснащенности подрядной организации.

Назад

© Все права на статьи принадлежат их авторам. Использование материалов - только с разрешения законных правообладателей


© design by Sergey Popov (aka azure) and Alexey Semenyakin (aka RoLd),
© javascript-programming by Olga Yakimenko (aka lucky),
© developement by Sergey Popov (aka azure), 2006-2007
Veritas Valid HTML 4.01 Transitional total visits: 2510181
visits this month: 626
JSC "Kharkiv Promtransproject Institute", 2012