Статьи наших авторов:

Название: Проектирование устройств автоматики, телемеханики и связи

Автор: Воронько В.А., начальник отдела автоматизации и связи


Устройства автоматики и телемеханики

В комплексе технических средств железнодорожного транспорта важное место занимают устройства автоматики, телемеханики и связи, которые позволяют автоматизировать процесс регулирования движения поездов и обеспечить безопасность движения на перегонах и станциях.

Для более полной автоматизации процесса движения поездов требуется разработка и применение систем и устройств, базирующихся на использовании современных электро и радиотехнических изделий, микропроцессорной техники. По инициативе института с участием ученых УкрГАЖТа, специалистов НПО "Хартрон" и железных дорог нами разработано и успешно уже эксплуатируется устройство ввода и отображения информации УВО-ЭЦ, состоящее из выносного табло и пульта управления.

Благодаря применению для отображения светодиодов, в том числе двухцветных, удалось уменьшить габаритные размеры, потребление электроэнергии, расход монтажного провода и улучшить условия работы. Применение в пульте герметически закрытых кнопок уменьшило затраты на эксплуатацию указанных устройств.

"Хартроном" выпущено уже более 40 комплектов этих устройств. Применение УВО-ЭЦ узаконено решением руководства Укрзализныци.

Начиная с 1996 года по инициативе института совместно с учеными УкрГАЖТа начала разрабатываться компьютерно-релейная электрическая централизация (КРЭЦ). Научно-техническая документация КРЭЦ разработана для ст.Н. Бавария, ст.Прилуки, ст. Ковель, разрабатывается для ст. Мостиска-II. КРЭЦ построена на ст.Н. Бавария, строится на остальных станциях.

В указанной системе на 25-30% меньше реле, чем в традиционных релейных системах. КРЭЦ является открытой и наращиваемой системой, адаптируемой к условиям конкретного объекта управления.

Небольшие габариты системы, реализация в ней ряда функций с помощью вычислительной техники делают ее применение эффективным как при новом строительстве, так и при реконструкции устройств с размещением аппаратуры в существующих зданиях постов ЭЦ.

Кабельное соединение контроллеров выполняется по кольцевой схеме, при которой обрыв кабеля в одном месте не приводит к отказу устройств. Электропитание контроллеров предусмотрено от источника бесперебойного питания с необслуживаемой аккумуляторной батареей.

Наличие в КРЭЦ системы диагностики позволяет выявлять предотказное состояние элементов централизации, контролировать все отказы с выводом их на экран рабочего места электромеханика (АРМ ШН).

Технические средства КРЭЦ реализуют функции линейного поста диспетчерской централизации (ДЦ) без дополнительных затрат.

Высокая надежность обеспечивается 100% резервированием системы, что позволит перейти на ремонтно-восстановительный метод обслуживания.

Для МПС России институтом разработана научно-техническая документация электрической централизации компьютерного типа Ebilock-950 (для Верхне-Баскунчакского узла). Централизация адаптирована к техническим и технологическим требованиям российских железных дорог. Ядром системы является центральный процессор, который безопасным способом осуществляет все взаимозависимости, принятые для электрических централизаций стрелок и сигналов. Он также взаимодействует с системами управления и наблюдения (АРМ ДСП и АРМ ШН) и системой объектных контроллеров, непосредственно управляющих электроприводами стрелок, сигналами, интерфейсными реле. Через эти реле передается статус состояния рельсовых цепей и всех систем, увязанных с компьютерной централизацией, а также состояния системы связи объектных контроллеров с центральным компьютером и системы электропитания. Безопасность обеспечивается за счет ее перехода в .защитное. состояние при выявлении отказов, а также благодаря выполнению норм Европейского комитета по стандартизации в области электротехники, использованию системных программных принципов разработки аппаратных средств Hardware.

Системный принцип подразумевает заданный уровень безопасности и способ его обеспечения, защиту от систематических и случайных ошибок, диверсификацию программирования. Принципы безопасного построения Hardware заключаются в использовании двух процессоров, работающих с диверсифицированными программами, двойного таймера управления памятью, а также контрольных запусков и перезапусков.

Принципы программирования подразумевают использование защищенных программ, безопасную передачу информации, синхронизацию и сравнение данных, а также использование логики типовых альбомов ЭЦ для российских железных дорог.

Устройства связи и сигнализации

Разделами связи проектов, разрабатываемых институтом, выполняется оснащение железнодорожных станций комплексом устройств связи. При этом применяется аппаратура современных технологий; в последние годы все чаще применяется цифровая аппаратура.

Так, в проекте электрической централизации станции Ковель Львовской железной дороги, разработанном в 2002 году при модернизации устройств связи в качестве аппа.ратуры оперативно-технологиче.ской связи (ОТС) была применена цифровая аппаратура IKM 4х30 разработки фирмы "ОРПЕТ" (г. Львов), сертифицированная в системе сертификации УкрСЕПРО.

Гибкий мультиплексор IKM 4х30 с функциями статико-динамической коммутации, выделения-вставки и кроссировки каналов различных трактов позволил использовать его в качестве коммутатора ОТС, посредством которого для дежурного по станции организованы все виды избирательной связи (ПДС, ЭДС, ПС, ЛПС, СДС), перегонная, межстанционная связь с прямыми абонентами. В качестве пультов дежурного и оператора применен цифровой пульт ДСП, работающий в комплексе с мультиплексором IKM 4х30.

Предусмотренная проектом цифровая аппаратура ОТС удобна в монтаже и обслуживании. Она имеет современный дизайн, малогабаритна. В одном 19 дюймовом шкафу размещается коммутатор оперативно-технологической связи вместе с оптическим трактом, кроссом и системой гарантированного питания. Применение такой аппаратуры позволило значительно уменьшить площади, занимаемые аппаратурой, а также сократить затраты времени на установку, монтаж и обслуживание.

При реконструкции устройств связи станции Ковель горловины и четыре парка, включаемые в электрическую централизацию, оборудованы устройствами двухсторонней громкоговорящей связи. В качестве аппаратуры применена современная система СДГГСО "Парк-2М" разработки радиоэлектронной компании REС (г. Житомир), с помощью которой организована связь для шести командиров с исполнителями, включенными в восемь фидеров. Пультовое оборудование командиров имеет широкие функциональные возможности, что позволило организовать оперативное руководство технологическим процессом.

Помимо модернизации устройств связи железнодорожных станций, разрабатываются также комплексы устройств связи и сигнализации для зданий различного назначения: ремонтные мастерские, производственные цеха, склады, административно-бытовые здания, учебные и спальные корпуса и др.

Так, в 2002 - 2003 гг. институтом был выпущен ряд проектов по строительству баз для ООО "СеверГазРемМонтаж", ООО "Сургутгазпром", Заполярного ГНКМ и др. Здания баз оборудовались устройствами телефонизации, радиофикации, охранной и пожарной сигнализации, громкоговорящего оповещения о пожаре. Особое внимание в последнее время уделяется охранно-пожарной сигнализации. Для извещения о пожаре применяются как ручные датчики, так и автоматические - дымовые, тепловые, пламени, в том числе и адресные. Используются приемно-контрольные приборы как малой, так и большой емкости с возможностью подключения к пульту централизованного наблюдения, а также управления дымоудалением, отключением вентиляции, пожаротушением, оповещением о пожаре.

Для защиты от постороннего проникновения здания, оговоренные заказчиком, оборудуются датчиками открывания двери и разбития стекол. Помещения с материальными ценностями дополнительно оборудуются детекторами движения. Оборудование зданий охранно-пожарной сигнализацией позволяет с поста охраны вести постоянный контроль за состоянием объекта в целом и, в случае выявления нарушений, предупредить о пожаре или несанкционированном доступе к материально-техническим ценностям.

Назад

© Все права на статьи принадлежат их авторам. Использование материалов - только с разрешения законных правообладателей


© design by Sergey Popov (aka azure) and Alexey Semenyakin (aka RoLd),
© javascript-programming by Olga Yakimenko (aka lucky),
© developement by Sergey Popov (aka azure), 2006-2007
Veritas Valid HTML 4.01 Transitional total visits: 2510165
visits this month: 610
JSC "Kharkiv Promtransproject Institute", 2012