Статьи наших авторов:

Название: Производственные связи - через магистраль

Автор: Найдовский Д.Н., гл. инженер проектов


На всем протяжении своей деятельности, а это 78 лет, институт Харьковский Промтранспроект, в основном, занимался проектированием объектов промышленного транспорта.

Разрабатываемые институтом проекты автомобильного транспорта промышленных предприятий, как правило, включали внутренние и подъездные автодороги предприятий и устройство примыканий к дорогам общего пользования.

На работу промышленного транспорта значительное влияние оказывает магистральный транспорт. Именно на него возложена задача бесперебойного обслуживания производства: доставка сырья, топлива и других материалов, вывозка готовой продукции.

Опыт проектирования автомобильных дорог общего пользования, без сомнения, будет полезен и приемлем для проектирования и строительства автодорог промышленных предприятий.

В августе 1999г. институт принял участие в торгах на право выполнения проектно-изыскательских работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования в Белгородской области. Расширение спектра выполняемых институтом работ было вызвано сокращением государственных заказов на строительство промышленных объектов.

Первый опыт участия института в подобных торгах прошел успешно. По четырем из восьми лотов выиграла наша тендерная документация.

В последующие годы институт стал одним из постоянных разработчиков проектно-сметной документации по заказам Управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области, заявив о себе как о партнере, выполняющем все условия контрактов и выпускающем качественную проектную документацию.

В период с 1999 по 2006г. институт выполнил более десятка работ по проектированию дорожных объектов на Белгородщине. Это участки автодороги Белгород-Ахтырка, автодороги Сабынино-Киселево, В.Лопань-Долбино-Угрим, Незнамово-Потудань-Роговатое, улица 5-го Августа в п.Строитель, мосты через р.Искринка и р.Короча, карьер песка для АБЗ в п.Пятницкое и другие.

Одним из наиболее интересных и сложных был проект строительства участка автодороги Белгород-Ахтырка на обходе п.Борисовка.

Эта автодорога обеспечивает транспортные связи западных районов Белгородской области, где имеется и развивается быстрыми темпами промышленность и сельскохозяйственное перерабатывающее производство.

Автодорога Белгород-Ахтырка по своему назначению относится к дорогам межгосударственного значения, по техническим параметрам - к III технической категории.

Транзитный проезд транспорта по маршруту Белгород-Ахтырка через п.Борисовка осуществлялся по улицам поселка. При обследовании существующего состояния улиц было установлено, что их пропускная способность недостаточна, видимость в плане и продольном профиле не соответствует нормам, а отсутствие на перекрестках светофорной сигнализации ухудшает условия организации движения. ДТП, происшедшие на этих улицах, были вызваны сложными дорожными условиями.

Строительство объездной дороги обеспечивало беспрепятственный проезд транзитного транспорта и повышение безопасности движения на данном участке автодороги. Кроме того, за счет перераспределения транспортных потоков существенно уменьшалось количество транспорта в населенном пункте, что значительно снижало уровень транспортного шума и загрязнение атмосферного воздуха в п.Борисовка.

Прогнозируемый рост интенсивности движения (более 5000авт/сут.) предусматривал строительство объездной автодороги по нормам II технической категории.

Направление трассы было определено с учетом рационального занятия земель и сложившейся системы землепользования. Трасса дороги рассматривалась по двум вариантам: северный и южный обход п.Борисовка. Более экономичным оказался южный обход, преимуществами которого были меньшие строительная длина дороги и объем строительно-монтажных работ. При принятом варианте трасса не пересекала жилую застройку, лесные участки, курортную зону и территорию заказника.

План и продольный профиль автодороги были запроектированы с использованием системы автоматизированного проектирования CAD CREDO. Функции CAD CREDO обеспечили увязку элементов плана и продольного профиля трассы с учетом моделирования движения расчетных автомобилей в созданной на основании произведенных инженерных изысканий цифровой модели местности и принципов ландшафтного проектирования.

Проектирование плана трассы выполнялось методом фиксированных опорных элементов, при котором были заданы прямые, круговые и переходные кривые и определено их положение в общей системе координат.

Проектирование продольного профиля проводилось методом оптимизации по минимально допустимым радиусам вертикальных кривых, максимальным уклонам и контрольным отметкам.

Длина автодороги составила 10,8 км, из них протяжение кривых участков - 38%, прямых участков - 62%.

Автодорога запроектирована в основном в насыпи. Сложным моментом при проектировании и строительстве был участок, где выемка глубиной 16 м располагалась в неоднородных пластах грунта. Для обеспечения требуемой устойчивости крутизна откосов была принята переменного значения, а на пересечении слоев грунта с разными физико-механическими свойствами предусмотрены бермы шириной 1,0 м. Ширина выемки по верху на этом участке достигала 82 м.

На участке пересечения автодорогой водоподводящего канала рыбхоза для исключения попадания в канал стоков с автодороги было предусмотрено устройство присыпных берм шириной 6,4м с размещением на них водоотводных канав, укрепляемых бетонными плитами. Выпуск воды осуществлен за пределами канала. На выпусках, которые располагаются на пойме р.Гостенка, устраиваются фильтры-отстойники с обвалованием из суглинка и посадкой камыша.

На автодороге располагается целый ряд искусственных сооружений: два железобетонных моста, двенадцать водопропускных труб, быстротоки.

К существующему роднику были запроектированы лестничный сход по откосу насыпи и пешеходный мостик через проектируемую водоотводную канаву. Также предусматривалось благоустройство площадки у родника: тротуары, малые архитектурные формы, озеленение.

По трассе проектируемой автодороги в соответствии со сложившимися внешними и внутрихозяйственными транспортными связями было предусмотрено четыре пересечения в одном уровне и один отвод полевой дороги под проектируемый мост.

На пересечениях с дорогами IV технической категории и на примыканиях проектируемой автодороги к существующей предусмотрены переходно-скоростные полосы и направляющие островки для разделения транзитных и поворачивающих транспортных потоков.

Примыкание проектируемой автодороги осуществлялось к существующей автодороге Белгород - Ахтырка в районе населенного пункта Стригуны.

Для снижения уровня транспортного шума на этом участке автодороги была предусмотрена установка шумозащитных экранов, а в жилых домах, расположенных вблизи проектируемой дороги, замена существующих окон на современные металлопластиковые оконные блоки с повышенным уровнем звукоизоляции.

Шумозащитный экран конструктивно выполнен из звукопоглощающих панелей типа "сэндвич" и стоек из прокатного оцинкованного двутавра на фундаменте свайного типа с железобетонным цоколем. Для отвода поверхностных вод с проезжей части вдоль шумозащитных экранов было предусмотрено устройство водоотводных лотков из сборных железобетонных элементов с поперечными выпусками.

Шумозащитный экран надежно отделил зону жилой застройки с.Стригуны от проектируемой магистрали и исключил неорганизованные выезды на нее. Для сообщения с жилой застройкой были предусмотрены местные проезды.

При строительстве дороги потребовалось переустройство целого ряда инженерных коммуникаций: магистрального газопровода и местных газопроводов высокого и среднего давления, кабелей связи, ВЛ110кВ, 35кВ и 10кВ, напорных коллекторов канализации.

Разработанные институтом обоснование инвестиций и инженерный проект получили положительные заключения местных заинтересованных организаций и Главгосэкспертизы России.

В результате подрядных торгов Заказчиком была определена строительная организация - ООО "Стройдормаш" (г.Белгород) и с марта 2005г. началось строительство автодороги.

Строительство дороги

Строительство дороги

Весь период строительства, несмотря на отсутствие договора на авторский надзор, специалисты института работали в тесном контакте со строителями и технической службой Управления дорог, принимали активное участие в практическом решении вопросов, связанных со строительством дорожных объектов. Слаженная работа всех участников строительства и грамотное, оперативное сопровождение проекта позволили значительно сократить нормативную продолжительность строительства.

В августе месяце 2006 г. дорога была сдана в эксплуатацию, и на современной магистрали открылось движение.

Автомобильная дорога на обходе п. Борисовка обеспечивает реализацию перспективных транспортных связей. Круглогодичное, удобное, непрерывное и безопасное движение автомобилей, позволяет сократить затраты на перевозки грузов и пассажиров.

В настоящее время по проекту института осуществляется реконструкция еще одного участка автомобильной дороги Белгород - Ахтырка.

Назад

© Все права на статьи принадлежат их авторам. Использование материалов - только с разрешения законных правообладателей


© design by Sergey Popov (aka azure) and Alexey Semenyakin (aka RoLd),
© javascript-programming by Olga Yakimenko (aka lucky),
© developement by Sergey Popov (aka azure), 2006-2007
Veritas Valid HTML 4.01 Transitional total visits: 2510177
visits this month: 622
JSC "Kharkiv Promtransproject Institute", 2012