Статьи наших авторов:

Название: Наш вклад в развитие автодорожной сети Белгородщины

Автор: Найдовский Д.Н., гл. инженер проектов


За годы своего существования институт Харьковский Промтранспроект разработал множество проектов на строительство объектов железнодорожного и автомобильного транспорта для всех регионов бывшего Союза.

Инженерные разработки специалистов института по внешнему транспорту воплощены в строительстве таких гигантов как Молдавский металлургический завод, Волжский трубный завод, Мажейкский нефтеперерабатывающий завод, Стойленский и Лебединский ГОКи и многие другие предприятия с различным профилем работы.

К сожалению, с распадом Союзного государства нарушились хозяйственные связи между республиками, некогда составлявшими единое целое страны. На многие годы прервались и наши производственные связи с прежними заказчиками.

Несколько лет наблюдалась тенденция строительства многих объектов, в том числе и дорожного хозяйства, по проектам, разработанным кооперативами и иными мелкими структурами. Однако время и опыт показали, что для обеспечения надлежащего качества проектной продукции необходимо привлекать только специализированные организации, обладающие необходимым опытом, и владеющие современными технологиями проектирования.

Такую возможность выбора в новых экономических условиях обеспечивают подрядные торги на выполнение проектных работ.

В августе 1999г. наш институт впервые принял участие в торгах на право выполнения проектно-изыскательских работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог на Белгородщине. Заказчиком торгов являлось Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области.

Первый же опыт участия института в подобных торгах прошел успешно. Мы подготовили тендерную документацию по предложенным восьми лотам, из которых выиграли четыре, обойдя восьмерых традиционных исполнителей документации, представлявших российские институты.

Выиграть торги было не просто, но сложнее оказалось заявить о себе, как о партнере, выполняющем все условия контрактов. Для этого следовало решить целый ряд проблем, например: порядок финансирования и расчетов за выполнение работ в условиях различия банковской политики двух государств, изучить требования Заказчика по составу и оформлению ПСД, восстановить российскую нормативно-правовую базу на проектные работы и составление сметной документации и др.

Проектные работы по выигранным тендерам выполнялись бригадой ГИПа Найдовского Д.Н.

Сотрудники бригады и смежных отделов справились с поставленными задачами, выданная проектная документация была принята и одобрена Заказчиком, которому понравились и новые оригинальные подходы к традиционным техническим решениям, и оформление чертежных материалов, и более дешевая стоимость проектных работ.

Разработка выемки

Разработка выемки

За период с 1999 по 2003г. институтом было выполнено более десятка работ по строительству и реконструкции дорожных объектов: это участки автодороги Белгород - Ахтырка, автодороги Сабынино - Киселево, В. Лопань - Долбино - Угрим, улица 5-го августа в п.Строитель, мосты через р.Искринка и р.Короча, карьер песка для АБЗ в п.Пятницкое и др.

Одной из самых интересных работ была реконструкция участка км 10 - км 16 автодороги Белгород - Ахтырка. Она является продолжением магистральной улицы Фрунзе и обеспечивает транспортно-экономические связи с Украиной и северо-западными районами Белгородской области.

Проведенное институтом обследование выявило несоответствие параметров дороги нормативным значениям: наличие продольного уклона 90 ‰ и радиусов кривых в плане менее 600 м, отсутствие организованного водоотвода и оборудованных автобусных остановок в районе съездов к дачам и зонам индивидуальной жилой застройки, а также другие нарушения требований безопасности движения транспорта.

Пропускная способность участка автодороги, построенного по нормам III категории, не соответствовала возросшей интенсивности движения. Кроме того, за период с 1997 по 2002год на участке произошло 35 ДТП с пострадавшими, из которых как минимум четверть были вызваны сложными дорожными условиями.

Все это в совокупности не вызывало сомнений в необходимости реконструкции этого участка автодороги.

Согласно прогнозу расчетной интенсивности движения 14130 авт./сутки, рассматриваемый участок следовало реконструировать по нормам автодороги I-б категории. Однако, учитывая, что трасса автодороги на начальном участке проходит вдоль существующей индивидуальной застройки, а на непосредственно прилегающей к дороге территории ведется активное строительство жилой застройки коттеджного типа, участок автодороги длиной 2,6км запроектирован по нормам магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения.

Несмотря на небольшую протяженность, участок реконструкции сконцентрировал множество моментов, которые без преувеличения можно назвать сложными: это необходимость увязки автодороги в поперечном профиле со строящимся и ремонтируемым мостами через р.Искринка, уширение существующего земляного полотна и строительство съезда к с.Драгунское на заболоченной пойме р.Искринка, устройство глубокой (до 15 м) выемки, вскрывающей меловые горизонты, строительство быстротоков в мелах, устройство пешеходного тоннеля, подпорных стенок и шумозащитных экранов.

Устройство дорожной одежды

Устройство дорожной одежды

На участке автодороги, проходящей вблизи существующей жилой застройки, в ограниченных .красных линиях. необходимо было разместить целый ряд инженерных сооружений: водоотводные лотки, опоры освещения, ограждения и шумозащитные экраны.

Принципиальным моментом при проектировании реконструкции автодороги было максимальное использование существующей проезжей части.

Все эти вопросы в процессе проектирования были решены как с использованием типовых и традиционных решений, так и с применением индивидуальных разработок и новых прогрессивных технологий. В качестве примера можно привести строительство подпорных стенок и шумозащитных экранов из габионных конструкций. Сооружения из этих конструкций хорошо вписываются в ландшафт и не производят впечатления чуждых элементов в окружающей обстановке. Для устройства габионных конструкций требуются минимальные объемы работ по подготовке основания сооружения . необходимо простое выравнивание поверхности и не требуется заглубление. Достоинствами габионных конструкций являются: возможность применения местных каменных материалов, не требуется устройство дренажных систем (эти конструкции являются водопроницаемыми), небольшие затраты на эксплуатацию.

Разработанные в сжатые сроки обоснование инвестиций и инженерный проект получили положительные заключения Главгосэкспертизы Госстроя России и Росавтодора, а с апреля месяца 2003 года начались работы по реконструкции.

В результате подрядных торгов были определены две строительные организации для выполнения работ - ЗАО "Стройтрансинвест" и ООО "Дорспецстрой". Директивный срок ввода в эксплуатацию составлял всего 6 месяцев.

Пуск в эксплуатацию

Пуск в эксплуатацию

Весь период строительства, несмотря на отсутствие в договоре авторского надзора, специалисты института работали в тесном контакте со строителями и технической инспекцией Управления дорог, принимали активное участие в практическом решении вопросов, связанных со строительством всех объектов на участке автодороги. В сентябре на современной магистрали открылось движение. Надеемся, что это не последняя реализация наших проектов и еще многие годы мы будем плодотворно сотрудничать с нашим ближайшим соседом и партнером.

Границы - не преграда, они разделяют страны и пространства, дороги их объединяют!

Назад

© Все права на статьи принадлежат их авторам. Использование материалов - только с разрешения законных правообладателей


© design by Sergey Popov (aka azure) and Alexey Semenyakin (aka RoLd),
© javascript-programming by Olga Yakimenko (aka lucky),
© developement by Sergey Popov (aka azure), 2006-2007
Veritas Valid HTML 4.01 Transitional total visits: 2510180
visits this month: 625
JSC "Kharkiv Promtransproject Institute", 2012