Статьи наших авторов:

Название: 75 лет - история и факты

Автор: Грицай В.А., директор - председатель правления


Проектный институт промышленного транспорта Харьковский Промтранспроект - ведущий в Украине по проектированию внешнего и внутризаводского промышленного железнодорожного и автомобильного транспорта, складского хозяйства, комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ - отмечает свое 75-летие.

А начиналось это так. В 1928 году в Харькове была создана Южная контора Всесоюзного акционерного общества "Трансстрой" ВСНХ СССР. В ее составе было организовано два подразделения: проектный отдел для выполнения проектно-изыскательских работ и строительный отдел для производства строительных работ.

Перед "Трансстроем" была поставлена задача: решение технических проблем развития внешнего и внутриплощадочного железнодорожного и автомобильного транспорта, увязка технологических процессов работы различных видов транспорта и форм пользования с технологическими процессами производств, обеспечение связи предприятий единой транспортной сетью.

Зоной деятельности Южной конторы были Украина, Крым, Северный Кавказ, Закавказье, юг Азиатской части СССР, а основным направлением - разработка проектов внутризаводского и внешнего железнодорожного транспорта крупных металлургических заводов-гигантов, коксохимических заводов.

История дальнейшего становления института, его реорганизаций и преобразований в хронологической последовательности фиксирует такие вехи. 1932 г. . в соответствии с постановлением Совета труда и обороны и коллегии Народного комиссариата транспортной промышленности .Трансстрой. реорганизован во Всесоюзное объединение .Союзтрансстрой., в состав которого вошел трест "Промтранспроект". Южная контора в составе треста разделилась на две организации: проектную - Южное отделение треста "Промтранспроект" и строительную - "Южтрансстрой".

1939 г. - трест "Промтранспроект" передан в Наркомстрой СССР, а Южное отделение треста "Промтранспроект" было переименовано в Харьковское отделение.

1941 г. - Харьковское отделение "Промтранспроект" эвакуировалось в г. Новокузнецк Новосибирской области для выполнения проектно-изыскательских работ по железнодорожному транспорту сырьевой базы Кузбасса и эвакуированных предприятий.

1943 г. - "Промтранспроект" возобновил свою деятельность в г. Харькове по восстановлению транспорта Харькова, Донбасса, Закарпатья и других регионов.

1951 г. - Харьковское отделение переименовано в Харьковское отделение Государственного проектного института по проектированию промышленного транспорта "Промтранспроект" в целях создания мощных специализированных и территориальных проектных организаций (постановление Совета Министров СССР и приказ Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии).

1963 г. - приказом Госстроя СССР институт "Промтранспроект" был реорганизован во Всесоюзный проектный и научно-исследовательский институт промышленного транспорта .ПромтрансНИИпроект. Госстроя СССР, куда вошло и Харьковское отделение "ПромтрансНИИпроект".

1980 г. - отделение преобразовано в Государственный проектный институт "Харьковский Промтранспроект" (с 1988 года - институт I категории) с непосредственным подчинением Госстрою СССР.

1990 г. - приказом Госстроя СССР прекращена деятельность "Харьковского Протранспроекта" как государственного института и он преобразован в арендное предприятие, а с провозглашением независимости Украины в октябре 1991 года арендное предприятие институт "Харьковский Промтранспроект" передан в подчинение Госстроя Украины.

1994 г. - на базе арендного предприятия создано закрытое акционерное общество "Институт Харьковский Промтранспроект".

Несмотря на то, что со дня образования института много раз видоизменялось его название и ведомственная подчиненность, характер и основное направление деятельности оставались неизменными.

Институт "Харьковский Промтранспроект" - известная организация в г.Харькове, Украине и за ее пределами - является одним из учредителей ассоциации по проектированию объектов и разработке научных проблем промышленного транспорта "СоюзпромтрансНИИпроект" (г. Москва), Харьковской областной ассоциации промышленников и предпринимателей "Гранит", Харьковской городской организации работодателей, а также членом ассоциации предприятий и организаций промышленности и транспорта "Аспромтранс" (г. Москва), ассоциации дорожных и проектно-изыскательских организаций "РОДОС" (г.Москва), Всеукраинской организации "Украинское товарищество качества".

По проектам института выполнено строительство сооружений транспорта крупнейших металлургических заводов, предприятий машиностроительной промышленности, коксохимических заводов, горно-обогатительных комбинатов, объектов химического комплекса и других отраслей народного хозяйства.

75-летняя деятельность института "Харьковский Промтранспроект" охватывает 4 периода:

  • довоенный - с 1928 по 1941 год;
  • военный - с 1941 по 1944 год;
  • послевоенный - с 1945 по 1980 год;
  • перестроечно-рыночный - с 1980 года.

Первые три периода - это деятельность в составе Союзного института "Промтранспроект", четвертый - как самостоятельного института.

За все время жизнедеятельности институт разрабатывал комплексные проекты транспорта многочисленных предприятий различных отраслей промышленности во всех республиках бывшего Советского Союза.

Наиболее крупные и сложные проекты транспорта в Украине были разработаны для металлургических заводов в городах Алчевске, Макеевке, Днепродзержинске, Енакиево, Керчи, Мариуполе, Запорожье, Кривом Роге, Днепропетровске.

Как правило, все объекты выполнялись по заказам ведущих институтов России и Украины: Промтранспроект (г. Москва), территориальные ПромстройНИИпроекты, Гипросталь, Гипрококс, Южгипроруда, Гипротракторосельхозмаш, Гипромез, ВНИПИгаздобыча и другие.

Большой объем работ институт выполнил по проектированию непрерывных видов транспорта (конвейерный, канатно-подвесной), механизации погрузочно-разгрузочных работ, а также по разработке типовых проектов служебно-технических зданий промышленного транспорта, механизированных складов, серии тепловозо-вагонных депо, экипировочных пунктов и др.

Основными задачами в проектировании транспорта являлись: выбор наиболее целесообразного и экономичного его вида, рациональной транспортной схемы и увязка технологического процесса предприятия с транспортом общей сети.

Во все времена своей деятельности институт принимал и принимает проектные решения только в народно-хозяйственных, а не узковедомственных интересах. Во всех проектах института, транспорт рассматривается как звено производственного процесса, которое должно минимально влиять на себестоимость продукции предприятия.

В последние годы большой объем проектно-изыскательских работ институт выполняет по объектам нефтегазодобывающих комплексов в таких регионах как Новый Уренгой, Сургут, Ямбург, Западно-Таркосалинское газовое месторождение и др. Разработаны ТЭО развития внешнего транспорта нефтехимического комплекса в г. Новый Уренгой, транспорт комплекса по производству моторных топлив в г. Сургуте, железнодорожный транспорт установок стабилизации конденсата, моторных топлив и сжиженного газа предприятия Ямбургаздобыча, ряд промышленных баз различной специализации.

Значительный объем работ по тендерам выполнен для Управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области и других регионов России.

Для предприятий и организаций в Украине на современном этапе разработаны: ТЭО оптимальной системы транспортного обслуживания ОАО "Сухая Балка" и внешнего ж.д. транспорта Украинского алюминиевого завода, проекты перевозки жидкого чугуна в новый цех Алчевского меткомбината, модернизации и новых устройств СЦБ ряда станций железных дорог Минтранса и Енакиевского металлургического завода, ЕТП работы АО "Укртатнафта" и ОАО "Кременчугжелдортранс", технический паспорт и организация дорожного движения на автодороге Киев - Харьков - Довжанский, проект реконструкции автодороги в обход Ташлыкского водохранилища, проект тепловозного депо на ст.ТСБ АО "Укртатнафта" и др.

Устанавливая деловые и творческие контакты с Управлениями железных дорог Минтранса Украины, в содружестве со специалистами Государственной академии железнодорожного транспорта и объединения "Хартрон" разрабатывается принципиально новая система компьютерно-релейной электрической централизации, предназначенной для управления стрелками, светофорами и ло.гическими взаимными зависимостями между ними с обеспечением безопасности движения поездов.

Поддерживая и приумножая авторитет института, его специалисты, практически без внешней финансовой поддержки, продолжали активно участвовать в разработке нормативных документов Украины по промышленному транспорту, инженерным изысканиям для строительства, территориальной деятельности и др.

Приказом Госстроя Украины № 236 от 30 сентября 1999 года на институт возложены функции территориального института по 10 регионам Украины - Республика Крым, Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Сумская, Харьковская и Херсонская области.

Понимая, что цели института на рынке строительных работ во многом определяются качеством его услуг, в последние годы большое внимание было уделено функционированию системы менеджмента качества на базе международных стандартов серии ISO 9000.

Острая конкуренция среди организаций, предлагающих свои услуги, повышенные требования заказчиков к качеству проектно-сметной документации заставили коллектив пересмотреть свои взгляды на процесс изготовления продукции. Сегодня институт практически все проекты выпускает с использованием современных технологий, компьютерной и печатно-множительной техники.

Подводя итоги 75-летней производственной деятельности, следует отметить, что успехи института достигнуты благодаря замечательному коллективу инженеров и техников - самого главного и ценного достояния, которое институт сохранил даже в очень сложные периоды.

Сегодня коллектив ЗАО "Институт Харьковский Промтранспроект" смело смотрит вперед и готов и в дальнейшем решать самые сложные инженерные задачи для обеспечения объектов строительства научно-технической продукцией самого высокого технического и качественного уровня.

Назад

© Все права на статьи принадлежат их авторам. Использование материалов - только с разрешения законных правообладателей


© design by Sergey Popov (aka azure) and Alexey Semenyakin (aka RoLd),
© javascript-programming by Olga Yakimenko (aka lucky),
© developement by Sergey Popov (aka azure), 2006-2007
Veritas Valid HTML 4.01 Transitional total visits: 2510161
visits this month: 606
JSC "Kharkiv Promtransproject Institute", 2012