Статьи наших авторов:

Название: По пути совершенствования

Автор: Демченко И.Т., зам. начальника технического отдела


На всем протяжении своей деятельности, а это три четверти века, институт традиционно занимает передовые позиции в области разработки проектов эффективного вложения инвестиций в жизненно необходимые отрасли - промышленный и общесетевой транспорт.

Совершенствование деятельности института неразрывно связано с повышением технического и качественного уровня проектных решений, современного ресурсного обеспечения деятельности.

От комплексной системы управления качеством проектов в 2001 году институт перешел к системе менеджмента качества (СМК) по международным и национальным стандартам серии ISO 9000:1994, а к своему 75-летнему юбилею в первых рядах соискателей внедрил и получил сертификат международного сертификационного органа "BVQI" по СМК версии ISO 9000:2000.

Институт и ранее ориентировался на требования и условия заказчика, а с переходом на последнюю версию удовлетворение потребностей стало основным принципом сотрудничества, проходящим красной нитью в разработанных институтом документах СМК.

Такой подход - ориентация на потребителя - имеет жизненное подтверждение правильности позиции. Конкурентоспособность института в условиях рынка подтверждается возросшим объемом заказов на его продукцию не только в Украине, но и в странах СНГ, а особенно в России.

Немаловажную роль в обеспечении высокого качественного и технического уровня проектных решений играет ресурсный фактор. Это и совершенная организационно-функциональная структура, и высококвалифицированный кадровый состав, и современное оборудование, и надлежащие условия труда, и нормативно-техническое обеспечение проектно-изыскательских работ и др.

Сегодня в структуре института 15 подразделений. Производственные отделы (10) способны разрабатывать проекты строительства объектов транспорта, промышленного и гражданского назначения практически во всех разделах без привлечения, за редким исключением, субподрядчиков, а именно:

  • железные и автомобильные дороги и другие виды транспорта;
  • генеральные планы;
  • искусственные (мостовые, противодеформационные и др.) сооружения;
  • технология производства;
  • архитектурно-строительные решения;
  • инженерное оборудование, сети и системы;
  • сигнализация, централизация и блокировка;
  • организация труда и управление производством;
  • организация строительства;
  • охрана окружающей среды;
  • сметная документация;
  • обоснование и эффективность инвестиций;
  • инженерные изыскания;
  • специализированные разделы и работы: противопожарная защита, инвентаризация земель и землеупорядочение, паспортизация, обследование технического состояния зданий и сооружений, нестандартное оборудование и многое другое.

Комплексный подход к разработке проектов и оказанию услуг позволяет постоянно расширять сферу деятельности института, оперативно заполнять ячейки на рынке пользующейся спросом продукцией. В настоящее время институт, кроме основного транспортного направления, успешно работает в сфере социнфраструктуры, сервиса, промышленного строительства, специальных работ и услуг.

В недавние сложные годы, когда проектные организации были на грани существования (а многие и не выжили), институту удалось сохранить самое главное - свой кадровый и производственный потенциал.

Еще более сплотился и выстоял коллектив, когда была предпринята попытка далекими от проектного дела бизнесменами выкупить контрольный пакет акций института, что однозначно (примеры налицо) привело бы к сокращению до минимума, а то и прекращению основной его деятельности, потере высококвалифицированных работников проектного дела.

Традиционно всегда высокий интеллектуальный уровень специалистов Промтранспроекта позволяет находить оптимальные проектные решения по объектам любой технической сложности, в том числе, размещаемых в районах неблагоприятных техногенных и природных условий.

В значительной мере совершенствованию проектных решений способствует применение энергоресурсосберегающих технологий, современного высокопроизводительного оборудования, новейших конструкций и материалов, прогрессивных методов строительства.

Большим толчком в повышении качества и сокращении сроков разработок явился переход на современные средства обработки информации, автоматизации проектно-изыскательских работ и выпуска готовой продукции. Компьютерная техника с соответствующим программным обеспечением, новое печатно-множительное оборудование в значительной мере освободили инженера от рутинного труда, повысили его производительность, дали возможность инженеру углубленно прорабатывать технические решения.

Значительной проблемой для проектировщиков стал переход стран СНГ от устоявшейся общесоюзной нормативной базы к национальным строительным нормам и правилам, стандартам и очень широкой номенклатуре нормативных документов второго и более низких уровней.

Кроме того, что вводятся принципиально новые нормы проектирования, большие трудности возникают по их отслеживанию и приобретению из-за отсутствия целостных перечней-указателей, постоянного обновления (замены) документов, а также непомерной их стоимости.

Несмотря на это институт в числе одной из первых решает и эту проблему. Специально созданный сектор обеспечения проектных работ и информации, а также технический отдел постоянно ведут мониторинг в нормативной и законодательной области, несмотря на значительные затраты, приобретают все необходимые документы для осуществления своей деятельности, а это ни много ни мало почти 200 видов работ, разрешенных девятью лицензиями Украины и России.

Сегодня институт обладает основным фондом технической библиотеки свыше 15 тыс. документов, нормативно-техническим фондом - около 10 тыс. документов, около 10 тыс. типовой проектной документации и строительных конструкций, обширными постоянно пополняемыми электронными базами данных:

  • предприятий, заводов-изготовителей и организаций;
  • современного технологического оборудования;
  • новой техники, конструкций, изделий, материалов и технологий, включая энергоресурсосберегающие;
  • нормативно-технических и нормативно-правовых документов по строительству Российской Федерации, насчитывающей более 5 тыс. полнотекстовых документов (программа регулярно обновляется по мере издания документов);
  • профильных нормативно-технических и нормативно-правовых документов Украины и России, не вошедших в официальные перечни и др.

Это позволяет институту идти в ногу со временем, быть ведущим институтом и исполнять функции территориальной организации по промышленному транспорту Госстроя Украины в девяти областях и Республике Крым, оказывать экспертно-консультационные услуги предприятиям, организациям и государственным органам, осуществлять информационное обслуживание проектных организаций и инвесторов.

Не в стороне стоит институт и от научно-технической деятельности и нормативно-технического обеспечения проектирования и строительства. Изобретения его работников, а также типовая документация не потеряли своей актуальности и пользуются спросом на протяжении многих лет.

При непосредственном участии ведущих специалистов института разработаны СНиП 2.05.07-91 "Промышленный транспорт" и Пособия к нему, ДБН А.2.3-1-99 "Территориальная деятельность в строительстве", ряд ведомственных документов по промышленному транспорту, представлены отзывы - предложения по вновь разрабатываемым нормативным документам.

К актуальным современным разработкам относятся:

  • стандарт предприятия "Основные требования к проектной и рабочей документации" - в развитие соответствующего межгосударственного стандарта;
  • программа "Инвестор" - совместная разработка Промтранспроекта и Харьковгипродора - для автоматизированной разработки проектов средних ремонтов дорожных покрытий на основе данных измерительно-вычислительного комплекса "Дорога";
  • качественно новые пульты управления систем автоматики по регулированию и обеспечению безопасности движения поездов - совместная разработка с Харьковской Государственной академией железнодорожного транспорта, объединением "Хартрон" и Южной железной дорогой;
  • программа расчета вариантов организации обслуживания, ремонта и хранения дорожно-строительной техники и автотранспортных средств;
  • "Рекомендации по организации работ по содержанию автомобильных дорог", предназначенные для разработки проектов, а также планирования и производства работ эксплуатационными службами дорожного хозяйства - пионерная разработка, систематизирующая и обобщающая материалы Украины и России по эксплуатации автомобильных дорог на современном уровне с безопасными условиями движения, а также по обеспечению магистралей необходимыми техническими средствами и объектами;
  • компьютерная информационно-поисковая форма технического паспорта железнодорожных путей предприятий и др.

Промтранспроект - постоянный участник специализированных выставок по промышленному транспорту в странах СНГ, член ассоциаций по проектированию и разработке научных проблем промышленного транспорта, предприятий и организаций промышленности и транспорта, дорожных проектно-изыскательских организаций, а также Всеукраинской организации "Украинское товарищество качества".

В настоящее время институт, пройдя 75-летний путь развития - мощное современное проектное предприятие, оснащенное современной техникой, освоившее передовые технологии проектирования, конкурентоспособное на мировом рынке.

Назад

© Все права на статьи принадлежат их авторам. Использование материалов - только с разрешения законных правообладателей


© design by Sergey Popov (aka azure) and Alexey Semenyakin (aka RoLd),
© javascript-programming by Olga Yakimenko (aka lucky),
© developement by Sergey Popov (aka azure), 2006-2007
Veritas Valid HTML 4.01 Transitional total visits: 2510167
visits this month: 612
JSC "Kharkiv Promtransproject Institute", 2012