Статьи наших авторов:

Название: Повышение безопасности дорожного движения на автодорогах Украины

Автор: Бойник В.В., главный инженер проектов


Расширяя сферу своей деятельности, институт в последние годы самым серьезным образом занимается решением задач по повышению безопасности движения на автомагистралях Украины.

В настоящее время это особенно актуально, так как проблема безопасности движения с ежегодным приростом количества автотранспортных средств до 6%, является одной из самих острых.

Решение этой задачи потребовало от сотрудников бригады комплексного подхода по ряду направлений:

  • подготовка специалистов;
  • подбор и систематизация нормативно-правовых документов;
  • поиск и освоение программных средств;
  • установление деловых контактов с заказчиками, экспертными и согласовывающими государственными органами;
  • приобретение навыков по обследованию состояния существующих автодорог и др.

На всех этапах развития транспортной системы Украины вопросы безопасности, как уже отмечалось, стояли и стоят очень остро. Дорожное движение - это сложная динамичная система, которая представляет собой совокупность различных механических и немеханических транспортных средств, управляемых человеком, а также пешеходное движение.

Как свидетельствует статистика, ежегодно на автомобильных дорогах Украины в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) гибнет до 5,5 тыс. человек, получают травмы разной степени тяжести до 40 тыс. человек. Каждые 15 минут на дорогах происходит ДТП, почти каждые два часа гибнет человек.

Главными причинами высокого уровня дорожно-транспортного травматизма по-прежнему являются низкая дисциплина участников дорожного движения и неудовлетворительное состояние дорог и улиц - скользкое покрытие и его повреждения (ямы, неровности и т.п.).

На многих магистральных, территориальных автомобильных дорогах и улицах населенных пунктов отсутствует большое количество необходимых дорожных знаков, не установлены направляющие и ограждающие устройства, не нанесена дорожная разметка. Отсутствие освещения на улицах населенных пунктов с высокой интенсивностью движения вызывает особую тревогу, так как наиболее тяжелые аварии приходятся на вторую половину суток. В это время каждое третье ДТП происходит со смертельным исходом.

Эффективность использования автомобильного транспорта в большинстве случаев зависит от безопасных условий движения в течение суток, включая и ночное время, на долю которого приходится большой объем междугородных перевозок. С ростом интенсивности движения транспорта, которое опережает темпы дорожного строительства, осуществление части перевозок в ночное время - это большой резерв повышения пропускной способности автомобильных дорог. Поэтому, при разработке проектов организации дорожного движения (ОДД) для улучшения условий движения необходимо предусматривать специальные меры, направленные на повышение безопасности движения в любое время суток.

После принятия Закона Украины "Про дорожній рух" Харьковский Промтранспроект по заданию Службы автомобильных дорог в Полтавской области, начиная с 1996 года, приступил к разработкам проектов (схем) ОДД на магистральных автомобильных дорогах этой области: Р-18 (Полтава - Красноград), М-03, Е 40 (Киев - Харьков - Должанский).

Автомобильная дорога Киев - Харьков - Должанский по своему значению является автодорогой государственного значения (магистральная М-03) и отнесена к автодорогам категории "Е"- Е 40 (Кале - Брюссель - Дрезден - Краков - Пшемышль - Львов - Ровно - Житомир - Киев - Харьков - Луганск - Волгоград - Астрахань - Усть Кан (Китай)). В границах Украины магистраль проходит по территориям Киевской, Полтавской, Харьковской, Донецкой и Луганской областей.

Эта дорога является важнейшей магистралью Украины. Она обеспечивает транспортные связи важных промышленных, административных и культурных центров городов: Киева, Полтавы, Харькова, Донецка, Луганска, а также связи левобережной части с большими промышленными центрами Донбасса и юга Украины и с южными регионами европейской части России.

Протяженность участка автомобильной дороги М-03, Е 40 (Киев - Харьков - Должанский) в границах Полтавской области составляет 265 км, из них 87 км I технической категории и 178 км II технической категории. Этот участок автодороги обслуживают два ДЭП - Полтавский и Лубенский.

На первом этапе проекта ОДД были выполнены инженерно-геодезические изыскания и обследовательские работы по автомобильной дороге. На базе этих материалов составлены планы с использованием программы GREDO, а затем разработан на ЭВМ Технический паспорт автодороги.

Дальнейшая работа над проектом ОДД была продолжена со сбора исходных данных в УГАИ Полтавской области о состоянии аварийности на этой дороге. Особое внимание при обследовании было уделено тем участкам, на которых зафиксировано наибольшее число ДТП за последние три года (1998-2000), проанализированы их причины, выявлены недостатки существующей ОДД.

По данным обследований за указанный период было зафиксировано 372 ДТП, в которых погибло 135 человек и было травмировано 407 человек.

При анализе показателей аварийности выявлено, что 56% (148 случаев от общего числа ДТП) - это столкновения автотранспортных средств (АС), 24% (90 случаев) - наезды на пешеходов, 16% (59 случаев) - опрокидывание АС, причем места концентрации этих аварий расположены, в основном, на участках автодороги II технической категории.

Автомобильная дорога была построена еще в начале 60-х годов по параметрам действующих в то время нормативов для дорог Ш технической категории. В последующие годы выполнялись работы по реконструкции отдельных ее участков, но темпы реконструкции не успевают за ростом движения. За последние годы интенсивность движения только легковых автомобилей выросла в шесть раз.

Минимальные радиусы кривых в населенных пунктах и за их пределами не соответствуют требованиям действующих нормативных документов. Поэтому на многих участках автодороги с параметрами II технической категории было рекомендовано установить запрещающий знак "Обгон запрещен" и нанести разметку "Разделение транспортных потоков" во избежание выездов АС на встречную полосу.

Для снижения риска возникновения ДТП от столкновения ТС, наездов их на пешеходов, велосипедистов в проекте были разработаны предложения по рассредоточению потоков, организации и оборудовании пешеходных переходов, обустройству знаками и разметкой объектов сервиса и остановок общественного транспорта. Для ориентации водителей разработаны и установлены необходимые знаки по индивидуальным проектам.

В проекте ОДД на схеме обустройства автодороги впервые приведен ее продольный профиль. Это позволило оценить всю ситуацию на автодороге и правильно определить необходимость установки дополнительных технических средств на конкретных участках. Предложение было положительно оценено заказчиком. В дальнейшем, при разработке ГСТУ 218-03450778.092-2002, оно было принято авторами стандарта.

На безопасность движения, особенно в ночное время, существенное влияние оказывает возможность четкого восприятия инженерно-дорожного оборудования, препятствий на поверхности дороги, направления движения. Поэтому в проекте ОДД было рекомендовано, чтобы все дорожные знаки изготавливались из световозвращающих материалов, а размер шрифта соответствовал категории автодороги. Направляющие столбики и барьерное ограждение также должны быть обустроены световозвращающими элементами.

Реализация рекомендаций проекта ОДД на автодороге Киев - Харьков - Должанский позволила снизить уровень ДТП на опасных участках дороги на 30% и более.

Примеры обустройства техническими средствами ОДД сложных развязок на автодороге Киев - Харьков - Должанский приведены на рисунках 1 и 2.

Пересечение в одном уровне

Рисунок 1 - Пересечение в одном уровне

Пересечение в двух уровнях

Рисунок 2 - Пересечение в двух уровнях

Пока темпы роста интенсивности движения АС будут опережать темпы реконструкции существующих и строительства новых дорог сохраняется опасность роста числа ДТП, напрямую связанного с техническим состоянием действующих автодорог. Поэтому на данном этапе дальнейшая разработка проектов организации дорожного движения позволит существенно повысить уровень безопасности движения автотранспортных средств, выявить участки, требующие срочной реконструкции, а также снизить аварийность на автодорогах.

Назад

© Все права на статьи принадлежат их авторам. Использование материалов - только с разрешения законных правообладателей


© design by Sergey Popov (aka azure) and Alexey Semenyakin (aka RoLd),
© javascript-programming by Olga Yakimenko (aka lucky),
© developement by Sergey Popov (aka azure), 2006-2007
Veritas Valid HTML 4.01 Transitional total visits: 2510171
visits this month: 616
JSC "Kharkiv Promtransproject Institute", 2012